фото Шефа, Октябрь 2011

12-15 июня 2014, велопоход Россошь - Дивногорье - Воронеж - Рамонь - Усмань

Воронежская область и крохотный кусочек Липецкой.
Ездили вдвоем с Димой на байках.

РОССОШЬ - Алейниково - Саприно - Белогорье - Верх.Карабут - берег Дона (1-я ночевка) - Колодежное - Костомарово - Марки - ЛИСКИ - Дивногорский Успенский мужской монастырь - музей-заповедник ДИВНОГОРЬЕ - Коротояк - Гостинный - берег реки Потудань вблизи устья (2-я ночевка) - Девица - Урыв-Покровка - Титчиха - Сторожевое 1-е - Архангельское - Борщево - Костёнки - берег Дона (3-я ночевка) - ВОРОНЕЖ - Боровое - Маклок - Рамонь - Ступино - Пчельники - Беляево - УСМАНЬ.
78 + 120 + 89 + 145 = 432 км.

Пройденный трек (.gpx)

Много грейдеров и полевых грунтовок по холмам и меловым горам вдоль Дона - собственно, ради них и ездят в эти места.

Только должно быть сухо, тогда по грунтам можно ехать почти как по асфальту. Но в дождь эти грунты непроезжи - чернозем размокает и наматывается на колеса, блокируя их полностью. Дороги условно проходимы с велосипедом со скоростью 1-2 км/ч - в зависимости от наличия мозгов здоровья, (не)позволяющего тащить волоком велосипед с килограммами налипшей грязи.

Вообще-то обычно в июне в Воронежской области жара до +35 и сушь, но перед нашим приездом несколько дней шли дожди, и нас тоже периодически поливало (3 дня из четырех). Так что и глинозем мы помесили, и велики потаскали.

Выгрузились из поезда в Россоши - на улице +14 и дождь (который вскоре кончился). Сначала асфальтовый прогон, а потом началось... Дима на полном серьезе предложил вернуться в Россошь, обменять билеты и поехать куда-нибудь на Валдай, к сосновым лесам и песчаным дорогам.

Говорят, что грунты в южных областях после дождя сохнут за 1-2 часа, но, видимо это только на жаре. В нашем случае они высохли только к вечеру.

Всего мы словили три участка чернозема: 2 в первый день и 1 в третий. Самый длинный 4-километровый участок размокшего грунта мы тащились более 2,5 часов. Я опытным путем нашла такой способ: пятилась задом, волоча за собой велик, развернутый поперек дороги, ухватив его за седло и руль. Реально проще, несмотря на то, что ноги пробуксовывают. Это еще у меня рюкзака-«штанов» не было (все спально-бивачное барахло вез Дима), иначе пришлось бы отвязывать и перетаскивать отдельно.

Частично (от Россоши до Нововоронежа) ехали по треку группы А.Петрова, июнь 2012 (об их походе тут) и пользовались описанием Саши Будникова, участника того похода. Они страдали от жары и комаров, зато было сухо. Нам же достались дожди, комфортно-прохладная погода (хотя один день был почти жаркий) и полное отсутствие кровососущих насекомых - возможно, из-за ветра.

На четвертый день стоим в магазине в Костёнках, пережидаем ливень, стуча зубами от холода, по дороге текут мутные реки дождевой воды. Вспоминаем будниковский отчет:
- Жарко им, видите ли! Сиеста у них! На продуваемом холме... Вот гады!!!

К слову, про археологический музей в Костёнках. Думали, идти-не идти, но погода решила за нас. Под дождем ехать противно, а музей - самое оно.
- Давай в музей, хоть согреемся. Глядишь, и дождь тем временем кончится.
- А вдруг он под открытым небом?
- Нет, только не это!
К счастью, оказался под крышей. 2 небольших зала, а билет стоит 100 руб. Бедненько как-то. Зато мы отогрелись и переждали дождь :-)

По итогам похода Дима сказал, что больше он на юга ни ногой: «Никуда южнее Коломны!» Очень переживал за велик: налипший глинозем хрен отчистишь, и до ближайшей воды, где можно отмыться, приходится долго ехать на скрипящем и стонущем велосипеде, утилизируя обвеску в ускоренном режиме. Тормоза визжат, манетки западают, переклюк не работает. Дима из-за этого порвал цепь и сильно ругался. Потом у нас кончилась цепная смазка - не рассчитывали на такой расход. Обычно пузырька из-под нафтизина мне одной хватает на 2 недели, если смазывать велик 1-2 раза в день, а тут половина пузырька ушла за 3 дня.

А мне походик понравился. Все-таки замечательные места, просторы, местами рельеф. Есть на что посмотреть. Тут мы с Димой не сошлись во мнениях. Он заявил, что после Аляски, Корсики, Шотландии, Исландии и т.д. он не может восхищаться Воронежской областью. Во всех этих распрекрасных местах мы были вместе, но мне почему-то это не мешает радоваться красотам южных степных холмов.

Достопримечательности, осмотренные по пути:

Белогорье: тут есть пещерный Белогорский Воскресенский мужской монастырь; к самому монастырю не ездили, но поднялись на гору с крестом, откуда открывается вид на Дон:

Колодежное: водяная мельница на роднике:

Костомарово: Свято-Спасский женский монастырь; деревянный крест на "Голгофе" (меловой горе), пещерный собор:

Дивногорский Успенский мужской монастырь: пещерный храм (пускают только с экскурсией, так что внутри не были, но и снаружи посмотреть интересно, и место красивое, на высоком берегу Дона):

Дивногорье (музей-заповедник вблизи места впадения реки Малой Сосны в Дон, замечательный дивами (меловыми скалами), каньонами, пещерными храмами):

Костёнки: археологический музей на месте стоянки древнего человека:

Воронеж: тут много чего есть, но мы съездили только к плотине Воронежского водохранилища мимо недостроенной атомной станции теплоснабжения, а потом прокатились по набережной в центре города.
Вид на центр города с Северного моста:

Рамонь: дворец принцессы Ольденбургской, памятник архитектуры XIX века (внутрь не попали - закрыто после какой-то выставки):

Есть замечательная подборка интересных мест Воронежской области (с картой) от местных велотуристов: http://www.velo36.ru/region.htm, мы ее распечатали и пользовались вовсю.

Еще мне очень понравился берег Дона северо-восточнее Урыв-Покровки - очень красивая грунтовка вдоль Дона мимо меловых гор.

По тропе и по лестницам можно подняться на гору к памятникам солдатам Воронежского фронта.

Сверху тоже откуда-то подходит грунтовая дорога.
Про это место я заранее не знала, просто, проезжая мимо, увидела лестницы на холме. Тут мне даже больше понравилось, чем в Дивногорье. Пещер, правда, нет, но не менее красиво. И без толп туристов, которые меня раздражают.

В этом месте (после Урыв-Покровки), пока я фотографировала ласточек (о них ниже), Дима упилил вперед, а тут как раз гора с лесенками, которую я пропустить никак не могла. Да еще рыбак мне сказал про памятник (снизу его не видно). Звоню Диме, чтоб вернулся - абонент недоступен. Потом оказалось, что в этом месте какая-то телефонная аномалия: сеть вроде бы есть, но звонки не проходят. Т.е. мои вызовы Димин телефон даже не зафиксировал как пропущенные, как будто их не было. И мне Дима звонил с тем же результатом.

Что делать. Полезла на холм, бросив велик под кустом. И его даже не сперли за те полчаса, что я лазила по горе.

На этой же дороге вблизи Урыв-Покровки - склон со множеством ласточкиных гнезд. Никогда не видела их в таком количестве:

Дима же не заметил ни гнезда, ни лестницы на холме. Его это все просто не интересует. Почти по всем достопримечательностям (кроме Костомарово) я ходила одна - Диме лень. Может, это и к лучшему - всегда есть кому присмотреть за великами :-) Пока я ходила по Дивногорью (а это долго, там расстояния большие), Дима сидел внизу, точил колбасу и запивал вином, которое мы не осилили вечером накануне - с пользой проводил время :-) Встретил Лену enalev, которая была тут с другой велогруппой.

А монастырь с пещерным храмом в Костомарово мы вообще чуть не проехали. Видимо, Дима нарочно хотел просаботировать его осмотр :-) Подъезжали с холмов со стороны Дона, по треку Петрова, и сверху монастырь был виден.

Спустились (спуск там - чума просто, меловая дорога с колеями, я съехать не рискнула, самую крутую часть прошла пешком). Повернули в противоположную сторону. Спрашиваю, правильно ли мы едем. Дима, глядя в прибор:
- Ну да, мы точно на треке.
Ладно, думаю, может, дорога потом завернет. Едем через поселок, дорога не заворачивает.
- Мы точно едем к монастырю? Он у нас сзади, я сверху видела!
- Ну, вообще-то здесь трек Петрова делает какую-то странную загогулину в ту сторону...
- ...!!! Блин, ну еще бы! Догадайся, зачем! Они ведь ездили смотреть монастырь! А мы куда премся?
Развернулись, поехали в монастырь.

Воронеж (в последний день) Дима мне не дал толком посмотреть, хотя времени было вагон (поезд в 11 вечера), а до Усмани ехать оставалось не так далеко. Но нам предстоял грунтовый участочек через границу Воронежской и Липецкой областей (между Пчельниками и Беляево), а дожди периодически поливали окрестности, поэтому мы боялись застрять на этом перелазе на несколько часов. Как оказалось, зря: там вполне приличная песчаная грунтовка, проезжая в любую погоду.

Воронеж оказался неожиданно большим городом, с длинными-длинными довольно неприятными пригородами. Центральную часть мы объехали по набережной Воронежского водохранилища, причем до нормальных автомобильных спусков не доехали, заплутали в каких-то огородах и в результате тащили велики вниз по длинной лестнице. А на выезде из города в сторону Борового улицы перегораживают огромные лужи:

В этот же (последний) день мы проезжали Рамонь, и я хотела осмотреть дворец принцессы Ольденбургской. Но он оказался закрыт на ближайшие 4 дня в связи с какой-то выставкой. А на въезде в поселок мы видели ежика. Потом Дима сказал:
- Рамонь мне понравилась больше, чем Воронеж. Поселок маленький, при этом не дыра, ежики бегают и музей закрыт - красота!

Дорога в Рамонь - узкая разбитая асфальтовая дорожка (с песчаным участком) мимо санаториев и баз отдыха, частично в хвойном лесу, места чем-то похожи на Завидовский заповедник.

Про реки.
Дон замечателен своими высокими обрывистыми берегами, но с точки зрения купания - бруль полный: топкие берега, ил, мутная вода с тухлым запахом. Кое-где есть песчаные пляжики, но в целом впечатление не очень. А вот притоки его гораздо симпатичнее. Очень приятная речка Тихая Сосна, но вблизи Дивногорья все ее берега сплошь уставлены машинами и палатками, буквально друг на друге - очень уж популярное место. Привычка к «колхозу» у наших людей неискоренима. Мы старались избегать таких мест.

Берег Дона между Верх.Карабутом и Колодежным (1-я ночевка):

Берег Дона между Костёнками и Рудкино (3-я ночевка):

На 2-ю ночевку мы встали не на Доне, а на ее притоке - реке Потудань. Как-то она нам больше понравилась.

Речка узкая, но глубокая. Сразу у берега выше пояса, а на середине Диме с головой.

Еще из хорошего в этом походе - полная луна со светящимся ореолом. Как же она светила! (Две ночи были ясные.) Настолько ярко, что можно читать - специально не поленилась достать распечатку отчета и проверить. Хотя никаких белых ночей тут, естественно, нет - юг все-таки.

И еще животные. Мы видели лису, зайца, ежика и сурков (кажется, это они, встретились нам на поле при съезде на грунты после Колодежного). Какие же классные! Сначала один вылез, посидел и юркнул в нору, потом снова вылез и долго сидел. Я стояла на дороге и снимала.

В это время с другой стороны дороги вылезли еще 2 сурка и стали по очереди издавать забавные отрывистые звуки, при этом содрогаясь всей тушкой, как будто на них напала икота.

Я оказалась как раз между ними и норой; видимо, это их беспокоило. Сняла видео с сурком (16 сек., 70 Мб):
(У моего фотика довольно сильный оптический зум, видео я тоже снимала с зумом, но с большим приближением очень трудно снять без «шевеленки» - малейшее дрожание рук тоже усиливается многократно; так что уж что вышло, то вышло.)

Еще пара фоток и закругляюсь.

Этот указатель Дима предложил сфоткать. Типа «вот, вас предупреждали!» (насчет дождя):

Дима с каплями на ушах после ливня, который мы переждали в лесу (но промокли все равно):

Все фотки (121 шт.): http://37.139.80.10/Velosipednoe/2014.06.12-15%20Rossosh-Voronezh-Usman/index.html
Ой, как клева!!!!
места знакомые... приятно вспомнить...
Леша, 2/3 маршрута твоим треком пользовались, спасибо! Все дивились, как это ты такие перелазы нашел - ни за что ведь не догадаться, что сейчас надо свернуть вооон на ту неприметную дорожку, а потом будет здорово :-)
Мне очень понравились сурки. Первый раз так близко на непрофессиональных фотографиях их вижу.

Дима на последнем фото очень суров. Предполагаю он ругался.
Сурки были не так уж близко (в нескольких метрах), просто у моего фотика 14-кратный оптический зум. Но я никогда их так подолгу не видела - в лучшем случае мельком, они обычно сразу убегают. А эти долго сидели, пока мне не надоело их снимать. Как только я стронулась с места, они спрятались.

Дима всегда суров, так что это его истинное лицо :-) А ругался он весь поход :-)))

Edited at 2014-06-17 09:58 am (UTC)
А точно это не байбаки?
Давно хочу увидеть такого зверя, а все никак не везет.

Спасибо, Тань, отличный отчет и фото!
Википедия говорит, что байбак - это обыкновенный степной сурок. Думаю, увидишь еще. Классные зверьки, такие меховые.
А ты, Лен, что-нибудь фотографировала?
Фотки мои на этот раз не впечатляют по сравнению с походом. Твои гораздо симпатичнее!

Обычно я их уменьшаю фотошопом до интернет-размера (т.к. ресурс ограничен), а в связи с тем, что у меня старый ноутбук с программами накрылся, все процессы тормозятся.

Донские степи прекрасны!
Не мне, конечно, комментировать твои велосипедные посты, но мы как-то с Сашей Б. недалеко от Гремячего после дождей тоже попали на такое вот бездорожье... Всего-то надо было пересечь поле, но колеса не вертелись вообще. У меня было ощущение, что я через это поле несу книжный шкаф, и конца этому не будет :)
О, да, на Гремячем грязь зачетно наматывается. Помнится, мы с Сашей Б. и Лешей Петровым там тоже влипли лет 15 назад. Пока волокли велики, я потеряла переднее крыло, даже не заметив, когда именно оно отвалилось.
В Московской области такие места, как Гремячий, еще поискать надо, а в южных областях такие грунты ВЕЗДЕ. Лучше в дождь на них не попадать :-)
Какой классный зверек на видео! Давно собираемся в те месте, теперь еще тщательнее будем выбирать время для поездки.:о)
Спасибо!
Июнь - вообще-то подходящее время, но не в этом году, видимо :-) Не в такую дождливую погоду.
Знакомые места, мы там путешествовали как-то. Правда, на машинах :)
Зверьки да, классные :)
Ага, такие места обязательно надо увидеть. Мы вот только сейчас собрались, я давно хотела.
Спасибо за отчёт! Интересно было сопоставить ваши и наши условия. Особенно ваши +14 с дождём в Россоши и наши среднеазиатские +37. :-) В Рамони тоже был, но не с Петровым, а с Гвоздевым на майские того же 2012 года. Во дворец тогда попал: http://alex-budnikov.livejournal.com/21332.html
И тебе спасибо за отчет, пригодился. С погодой нам не повезло. Попутчица в поезде, которая родилась в Россоши, говорила, что у них в июне обычно жара, а дожди очень редки. Зато нам прошлым летом повезло в Исландии - было нетипично сухо и тепло. Видимо, сейчас расплата :-)
Очень интересно. Столько событий, за такой короткий поход, читал в два захода даже.)
Не показываются фотографии и ссылки не работают.:о(
Да, у нас периодически падает сервер :-( Сейчас не работает. Вечером муж придет - попрошу, чтобы перезапустил.
Спасибо! Хотели использовать ваш трек, а он пропал.)
Вечером должно заработать. Если трек нужен раньше, могу выслать по почте, если хотите, тогда напишите адрес.
Едем в субботу, время еще есть. Подождем вечера. Спасибо.
Вот сейчас уже должно работать, я сама сервер перезапустила - помогло. Так что трек должен быть доступен.
Воронежская область. 10 - 14 августа 2014
Пользователь ivvvolga сослался на вашу запись в своей записи «Воронежская область. 10 - 14 августа 2014» в контексте: [...] - Белогорье - Лиски - Костомарово - Дивногорье - Воронеж. Использовали трек Татьяны Воробьевой [...]