фото Шефа, Октябрь 2011

Полуострова Рыбачий и Средний, 10-17 августа 2014. Часть 1.

Велопоход на байках вдвоем с Димой. Мурманская область.

Этот пост - про «вспомогательную» часть маршрута (Мурманск - Титовка, Немецкая дорога, Печенга - Мурманск).
Про полуострова Средний и Рыбачий - в следующей части.

Маршрут:
Мурманск - (трасса М-18 "Кола") - Титовка - пер. Муста-Тунтури - п-в СРЕДНИЙ (по часовой стрелке) - п-в РЫБАЧИЙ (по часовой стрелке) - пер.Муста-Тунтури - Немецкая дорога - Печенга - Титовка - Нял - Пяйве - Мурмаши - Кола - Мурманск.

626 км, 8 дней.
Трек (.gpx) (прибор иногда вырубался, соответствующие участки заменены прямыми линиями)

Интегральный набор высоты 7800 м.
Минимальный дневной пробег 46 км, максимальный 141 км.

Схема маршрута:



ПОЯСНЕНИЯ ПО МАРШРУТУ

Идея была - объехать оба полуострова по периметру, максимально близко к побережью. Я давно хотела туда попасть, насмотревшись красивых фоток (например, в этом автоотчете: часть 1, часть 2).

Я изучила штук 8 велоотчетов с 2007 по 2013 год. Обычно народ объезжает по периметру только Средний, а Рыбачий пересекает с севера на юг, от Зубовской губы до губы Эйна, тем самым выкидывая всю юго-восточную часть полуострова, как-то так (из отчета tolyas83 и Ко на Веломании.)

Я нашла только 2 описания маршрута по периметру всего Рыбачьего: отчет svetik 2007 года и отчет С. Багаева 2013 года. Трек группы Багаева мы взяли за основу.

КАК ПОПАСТЬ НА СРЕДНИЙ И РЫБАЧИЙ

Чтобы попасть на полуострова, надо как-то (на автотранспорте или своим ходом) добраться до Титовки (100+ км от Мурманска по трассе М18 «Кола»), пройти КПП (про него дальше), после него свернуть с трассы на грейдер вдоль реки Титовка и преодолеть перевал Муста-Тунтури через одноименный хребет, отделяющий полуостров Средний от материка. Средний с Рыбачьим соединяются перемычкой.

Подъем на перевал Муста-Тунтури:




Выезжать с полуостровов можно либо так же (т.е. через Титовку), либо по Немецкой дороге в Печенгу.

НЕМЕЦКАЯ ДОРОГА

Немецкая дорога была построена немцами во время ВОВ для подвоза боеприпасов к линии фронта. Ей уже больше 70 лет, но она находится в хорошем состоянии (для внедорожника :-)). Приподнята над уровнем земли, мастерски вписана в ландшафт. С мостиками (не все сохранились). Немцы, гады, на совесть строили - думали, что для себя стараются, ага.

Немецкая дорога:




Ответвление на Немецкую дорогу находится на подъеме на перевал Муста-Тунтури (если ехать из Титовки; поворот налево). Через 41 км дорога приводит к броду через Печенгскую губу, а затем через пару км - в город Печенга (расположен рядом с той же трассой «Кола»). Но, насколько я понимаю, проехать там возможно только в одном направлении - в Печенгу. Потому что между бродом и Печенгой находится действующий военный полигон, через который можно проехать, когда нет учений. Мы ехали вечером, полигон был пуст, но на выезде в сторону Печенги находится КПП, через который нас без вопросов выпустили. Предполагаю, что въехать там же было бы нельзя, но не уверена.

Стрельбище на полигоне:


Вообще в окрестностях Печенги полно военных поселков и стрельбищ, куда ни сверни с трассы - упрешься в военный объект. А мы как раз искали место для ночевки. Еле-еле приткнулись где-то между двух озер. В этот день всю вторую половину для что-то вдали что-то гулко бубухало - вояки где-то что-то взрывали, а мы ехали по Немецкой дороге и прислушивались - не на «нашем» ли это полигоне? Оказалось, нет.

Другая засада при выезде в Печенгу - брод через Печенгскую губу, проходимый только в отлив, т.е. примерно 2 раза в сутки в 2-3-часовом интервале. Мы накануне с телефона посмотрели график приливов-отливов по Мурманску тут (в Печенге время отлива может отличаться от Мурманска, но не сильно), и так удачно получилось, что мы как раз попадали в низкую воду, т.е. ниже колена:

Пишут, что в прилив вода по грудь, и можно зависнуть на несколько часов в ожидании отлива.

Да, на Среднем и Рыбачьем местами есть сотовая связь и работает интернет! Ловится только Мегафон, вышек других операторов на полуостровах нет.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАБРОСКИ ИЗ МУРМАНСКА

Вся трасса «Кола» от Мурманска и до норвежской границы проходит по запретной территории, везде стоят щиты, гласящие, что иностранному транспорту съезд с основной дороги запрещен. На КПП в Титовке у всех проезжающих (на любом виде транспорта) проверяют паспорта. Граждан России пропускают беспрепятственно, а иностранцам нужно специальное разрешение. Проходится КПП очень быстро: остановился перед шлагбаумом (с велика можно не слезать), показал паспорт, проехал:


Мы решили с автотранспортом не связываться и добираться до полуостровов своим ходом из Мурманска.
Туда - по трассе «Кола» до Титовки, потом Средний и Рыбачий по часовой стрелке, затем Немецкая дорога, Печенга, снова трасса, Титовка, и объезд части трассы грунтами через Нял, Пяйве и Мурмаши. Трек этого заключительного объезда трассы Дима рисовал по картинке с сайта realbiker. Ссылку на этот jpg нашли через вот этот ресурс: http://www.3x9.ru/wiki/Рыбачий_полуостров (там еще есть всякая полезная инфа).

Трасса «Кола» - не самое приятное место для велосипеда: дорога узкая, трафик от малоинтенсивного до среднего, но не ужас-ужас. Зато очень красиво: тундра, озера, рельеф (плавные тягуны по несколько км). В велоотчетах встречала разные мнения про «Колу»: от «езжайте, не пожалеете» до «ну нафиг, лучше лишний день провести на Рыбачьем».
Мы поехали по трассе и в целом не пожалели.


(это уже при возвращении, погода испортилась)

Вариант заброски для тех, кто не хочет пилить по трассе из Мурманска:
приехав в Печенгу, можно докрутить 23 км по асфальту до города Заполярный, где есть диспетчерская маршруточной фирмы "Круиз" (заказ билетов 8-921-511-00-45). На Веломании пишут, что в багажник некоторых маршруток этой конторы влезает пара неразобранных велосипедов. Билет из Заполярного до Мурманска стоит 375 руб. (2014 год), велик бесплатно.

Раньше ходил еще тепловоз Никель - Мурманск с пассажирским вагоном, полз он долго, около 6 часов, зато шел по интересным местам. Но с февраля 2014 года этот тепловоз отменен, так что вариант с ж.д. отпадает.

МАГАЗИНЫ

На трассе «Кола» от Мурманска до Печенги (139 км) магазинов и ларьков нет! В Титовке есть кафе - кофе-чай, пицца, сосиски в тесте, сувениры, можно переночевать в вагончике (типа мотель). Но магазина нет! На Рыбачьем и Среднем, само собой, тоже ни ларьков, ни магазинов. На Рыбачьем есть база отдыха "Большое озерко", где можно переночевать в домике без удобств и поесть в столовой (мы не пользовались, но пишут, что еда дорогая). И это все!

Поэтому мы везли еду на 6 дней, чтобы хватило до Печенги, где есть магазины. Таким образом, не позднее утра 7-го дня нам надо было попасть в Печенгу, чтобы пополнить запасы продуктов (по факту оказались в Печенге вечером 6-го дня).

Печенга:


Как ни странно, Печенга произвела на меня приятное впечатление. Конечно, это дыра страшная - полувоенный город, казенного вида здания, совок, ощущение какое-то запустения. На обшарпанных автобусных остановках - афиши «Советского цирка». При этом в пятницу вечером мы не встретили ни одного пьяного, никто не орет, не дебоширит, все тихо и мирно. Видимо, сказывается военная дисциплина. Магазин, опять-таки, оказался очень приличный, там было ВСЕ: изобилие сыров и колбас, свежая выпечка, фрукты-овощи и т.п. А находится где-то на задворках, чуть ли не в гаражах - нам местные подсказали, сами бы ни в жизнь не нашли.

ПОМНИ ВОЙНУ



В этих местах (Печенга, Рыбачий, Средний и окрестности) в 1941 шли ожесточенные бои за Мурманск (Мурманская операция). Ну еще бы, незамерзающий северный порт - лакомый кусок. Средний и Рыбачий буквально пропитаны кровью наших солдат. Но немецко-финские войска так и не смогли выйти к Мурманской железной дороге и не овладели базой советского Северного флота.

Перед поездкой в район Рыбачьего рекомендуется прочитать книгу М.Г.Орешеты «Осиротевшие берега».

На полуостровах сохранились доты, окопы, до недавнего времени можно было найти боеприпасы (возможно, и сейчас еще можно, если хорошо поискать).

Километрах в 25-30 от Титовки рядом с трассой «Кола» много памятных обелисков героям Заполярья и большой мемориал «Долина славы»:


Фрагмент стелы с предсмертными записками наших солдат:




Там две такие стелы. Читать без слез невозможно. И могилы, могилы, могилы... И бесконечные списки погибших.

ПЛАНИРОВАНИЕ

У нас было такое разделение труда: я штудировала отчеты, скачивала треки, составила описание участков предстоящего маршрута и достопримечательностей. А Дима слепил плановый трек по моей инструкции: «Вот от этого трека возьми участок по периметрам полуостровов, приделай к нему хвост вот от этого трека в сторону Заполярного, нарисуй начало по трассе и прилепи участок в объезд трассы из вот этой картинки».

И вот план готов, стали прикидывать, на сколько дней «автонома» брать еду. Спрашиваю:
- Ну что, сколько километров до Печенги (до магазина) и за сколько дней мы туда доедем?
- А Печенга - это где?
- Там, где кончается Немецкая дорога.
- А Немецкая дорога где? Покажи.
Показываю.
- А наш трек туда не заходит!
- Как не заходит? Это же одна из изюминок маршрута! Переделывай давай!
Вот так, чуть не выкинули один из самых интересных участков.

Еды мы везли на 6 дней, по настоянию Димы. Меня это несколько напрягло, потому что группа Багаева, трек которой мы взяли за основу, проехала кольцевой маршрут по периметрам полуостровов из Титовки в Титовку, 320 км, за 10 ходовых дней, при этом на Немецкую дорогу они не успели, хотя и собирались (зато они заезжали в тупики на всякие мысы, осматривали развалины и т.п.). Мы же запланировали то же самое + Немецкая дорога и Печенга (вместо возвращения в Титовку) + своим ходом из Мурманска (100+ км), и все это за 6 дней? А мы успеем? Километров-то там не много, но дороги... Они на Среднем и Рыбачьем, мягко говоря, не скоростные. А юго-восток Рыбачьего (который большинство групп выкидывает) - это, фактически, 2 дня «пешки», судя по отчетам; от мыса Шарапов до губы Эйна формально дороги вообще нет. Есть квадроциклетная колея по тундре и камням, с хорошими перепадами высот, с подболоченными местами. В 2007 году группа realbiker'ов эту колею периодически теряла, и шли они по старым столбам от линий электропередач или по азимуту... Но у нас было не так плохо: колея читалась везде (потерять ее было нереально), пешком периодически шли, но в основном удавалось ехать. Правда, эти два дня средняя в движении была 7 км/ч :-) Самый медленный участок - к востоку от губы Эйна, 18 км за 4 часа.

В общем, перед началом похода Дима меня убедил, что за 6 дней мы доберемся до Печенги. Я не верила, но согласилась - будь что будет, под его ответственность.

Когда у нас возникают подобные разногласия (как и надо ли что-то делать, правильно ли мы свернули и т.п.), я обычно уступаю, и часто потом жалею, потому что оказывается, что я была права. Дима говорит: «А почему не настояла?» Фиг знает.
Не знаю, откуда это, но у меня в голове прочно сидит стереотип: «Молчи, женщина, когда два джигита разговаривают! Уступи, доверься мужчине, пусть он сам примет решение и будет во всем виноват! Он лучше знает!» Хотя ни хрена-то он не знает :-) И я совершенно не считаю себя глупее него :-)
Хотя, как знать, не это ли умение уступить - залог счастливой семейной жизни?

Но в этот раз Дима не ошибся. В свои сроки мы уложились, еды хватило до Печенги. При этом мы ехали без фанатизма, время в движении было 6-7 часов (кроме первого длинного дня после рано прибывающего поезда).

ДОРОГА НЯЛ - ПЯЙВЕ - МУРМАНСК (объезд трассы)

Еще полтора дня заняла дорога из Печенги в Мурманск. Объезд трассы (тот самый, по картинке с сайта realbiker) оказался довольно приятный (если бы не проклятый дождь, который с перерывами поливал нас последние дни). Сначала накатанная грунтовка вдоль полуразобранной ж.д. ветки Нял - Заозёрск (про эту ж.д. в Википедии):





Участок Нял - Пяйве - это грунтовые дорожки без грязи, которые не развозит от дождя, никаких завалов, невысокие кустики на дороге проезжаются в седле, 2 брода.


И море грибов! Прямо на дороге. Это самое грибное место за весь поход.


Мы, как обычно, набрали грибов на ужин. Потом перестали собирать. Потом стали брать только белые, а остальные выкинули. И все равно набрали больше, чем могли съесть. Поэтому на следующее утро на завтрак вместо надоевшей каши был грибной супчик из белых грибов :-)

Здесь же мы единственный раз жгли костер (в принципе на Рыбачьем тоже можно было бы - из досок, валяющихся на берегу). А тут, можно сказать, пришлось. Накануне вечером мы здорово вымокли под дождем, и утром хотелось хотя бы выезжать в сухом. Дождь как раз притих на пару часов, и мы успели подсушиться.


В этот же (восьмой) день к обеду прибыли в Мурманск на ж.д. вокзал. Под ливнем. Засели в кафе обедать (там на вокзале очень приличное кафе - есть супы в горшочках, запеченное мясо, чай-кофе, выпечка, цены умеренные). Стали думать, что делать дальше. Маршрут пройден, до поезда 6 суток. Коля niosa, насчет этого ты оказался прав :-)

Я еще дома просила Диму подумать над маршрутиком около Мурманска на несколько дней, если мы вернемся слишком рано, но он просаботировал это дело. Можно было бы вселиться в гостиницу, пойти в интернет-кафе и проложить по карте еще маршрутик, но Дима не захотел. Погода тоже не вдохновляла (+11 и дождь), и я не могла не согласиться, что это мероприятие себя исчерпало. Хотя нерационально как-то - ехать 4 ночи в поезде (2 в один конец), чтобы покататься 8 дней, логично было бы здесь еще что-то замутить.

В общем, мы сдали билеты и купили новые на сегодняшний вечер. Чтобы вернуться домой, отмыться-постираться и поехать еще куда-нибудь на 4 дня до окончания отпуска (и таки съездили, напишу отдельный пост).

Оставалось 3 часа до поезда, и мы поехали кататься по Мурманску. Дождь то стихал, то снова шел, но когда знаешь, что вечером спасешься в поезде, он не напрягает.

МУРМАНСК

Мурманск мне понравился! Во-первых, рельеф, во-вторых, залив! Я что-то ухитрилась поснимать под дождем, не бог весть что, а Дима, которого к этому моменту уже все достало и которому «с этим городом все понятно» (с), глядя на фотки, сказал, что у меня жульнический фотик - фотки получились лучше, чем мрачная действительность.

Памятник защитникам Заполярья ("Алеша"):


Алеша огромен (там рядом можно разглядеть фигурки людей), стоит на горе, возвышаясь над городом:


Вид со смотровой площадки:


Мы:


Маяк:


Рубка АПЛ «Курск»:


Окончание (про сами полуострова) следует.
UPD. Часть 2: http://vorobieva-t.livejournal.com/132113.html. Часть 3: http://vorobieva-t.livejournal.com/132603.html
Красивое путешествие. Классный отчет.

Фото еще хочется посмотреть.
Здорово! Ах какие грибыыы... :)
Жду продолжения.
Грибы - да, я прям страдала, что нельзя их собрать и телепортировать домой в холодильник! :-)
Очень круто! С удовольствием почитал и посмотрел фотки. Тем более есть с чем сравнить, сам там был в начале июля на мотике ))
Спасибо! На мотике, наверное, можно больше успеть увидеть.
Спасибо за рассказ!
Очень впечатляет, бои шли на этих берегах...
Очень захотелось увидеть своими глазами.
Страшно даже представить ту мясорубку... Наши ведь воевали чуть ли не голыми руками, а у немцев было ВСЕ, вплоть до простыней и вина, не говоря уж об оружии.
А как тебе Мурманские водители? Меня всегда в поездках по Мурманской области удивляло - почему они стараются впритирку к велосипедисту проехать? Не раз замечал: дорога просматривается на километр, навстречу нет ни одной машины и всё равно водители проезжают в десяти сантиметрах от велосипедиста. И это не только на трассе Мурманск-Никель, везде так, во всей области.
Попалась парочка таких. Неприятно, да - едут впритирку, будто места им мало. Но такие везде попадаются. А в Мурманской области я больше нигде не ездила, так что общих выводов делать не могу.
А насчет трассы - мы на обратном пути въезжали в Мурманск через Мурмаши, и вот этот короткий участок дороги от Мурмашей до моста в Коле мне показался гораздо более неприятным в смысле трафика, чем трасса "Кола".
Татьяна, добрый день!
Не подскажите, по данному треку реально проехать на автомобиле?
Интересует п-ов Средний, Рыбачий (вот так как нарисовано, кольцом)
По южной и восточной части Рыбачьего (от губы Эйна на восток) проехать нельзя, там только следы вездехода, вот такие и такие. Либо крупные камни.
Остальное всё вроде можно проехать на внедорожнике.
Немецкую дорогу за сколько вы проехали?
хотим проехать примерно по вашему маршруту, но в обратном направлении:
Печенга - Немецкая дорога - Мустатунтури - оба полуострова по периметру - Титовка - Мурманск
прикидываю вот, хватит ли дня на Нем. дорогу и перевал, чтобы встать на ночевку уже на Среднем?
Посмотрела дневниковые записи. Мы от Среднего до Печенги за день проехали, с обеденным привалом на час с небольшим. С места ночёвки на Среднем (у ручья Корабельного недалеко от Муста-Тунтури) выехали в 9 утра, в 17 часов были у брода губы Печенги, а вечером - в городе Печенга. Но нам повезло, что к броду подъехали в отлив и сразу перешли. А то пишут, что там можно на несколько часов зависнуть, ожидая, пока вода спадёт. Т.е. за день планировать можно, если подгадать время отлива. А ещё читала, что через полигон около Печенги не пускают, когда ведутся учения - там тоже можно зависнуть на неопределённое время.
про прилив я читал у вас. нужно будет график приливов/отливов покурить перед поездкой. а про учения говорят, что если они идут, то могут не пропустить через полигон в обе стороны. там его никак не объехать?))
Полигон, мне кажется, никак не объехать, хотя точно не знаю. Но если выехать из Печенги с утра пораньше, то, наверное, меньше шансов нарваться на учения. Да и не часто они проводятся.