фото Шефа, Октябрь 2011

Велопоход Западная Двина - Брянск, 6-9 мая 2017

На вторые майские съездили с Димой в велопоход на байках.
Тверская, Смоленская, кусочек Калужской и Брянская области.

В этот раз фоток будет мало, а текста много, особенно в конце. Потому что аккумулятор в фотике сел, а эмоции меня распирают :-) И впечатлений от похода - масса.


Маршрут:
Западная Двина - Пржевальское, нац.парк Смоленское Поозерье - Ярцево - Ельня - Десногорск - Дубровка - Брянск.
622 км (121+132+169+200). Трек (.gpx).

Маршрут на карте:


За основу планировалось взять два почти стыкующихся маршрута Веломота:

1) Смоленск - Глинка - Ельня - Десногорск - Рогнедино - Ржаница (эл-ка до Брянска), 1-4 ноября 2014, трек на GPSies, тема на Веломании.

2) Ярцево - Жарковский - Западная Двина, 5-7 февраля 2016, трек на GPSies, тема на Веломании.

Планированием занимался Дима, и я была уверена, что мы поедем в основном проверенным маршрутом по следам Веломота, по грейдерам и грунтовкам, которые, по словам Ромы, проезжи в любую погоду... Но оказалось, что Дима составил плановый трек из кусочков трека Веломота и своих собственных кусочков, нарисованных по карте, и не помнил, где именно какой участок... И это нам чуть не вышло боком. Потому что если планировать большой километраж, то по проверенным трекам, а если много неразведанных участков, то скромнее надо быть :-)

Димин план предполагал проезд через нацпарк «Смоленское Поозёрье», тогда как Рома объехал его с востока, так что второй трек Веломота (февраль 2016) нам фактически не пригодился.

День 1

В самом начале похода мы хотели посмотреть «феерическую железнодорожную дыру» ((с) Дима) - железнодорожную ветку Земцы - Жарковский (Тверская обл.), описание которой Дима нашёл тут.
Эта ветка отходит от ж.д. магистрали Москва - Рига на станции Земцы, в 360 км от Москвы.
Здесь дважды в неделю (!), по средам и воскресеньям, ходит самый медленный поезд России: 47 км он проходит за 3 часа 25 минут. Расписание.
Как написано в том ЖЖ, это транспортное средство - рельсовый автобус.

Подъезжая к этой ж.д. в субботу, мы увидели обычный поезд с одним вагоном. Он ехал вне расписания и без остановок - может, он для тех.персонала, а не для обычных пассажиров:



Несколько километров мы за этим поездом гнались - я хотела сфоткать поближе. Но так и не догнали. При крейсерской скорости 25+ км/ч я почти не приближалась. Закончилось для меня полётом через руль - эта тропа не везде такая ровная, как на фото, и под колесо попало что-то типа столбика; после этого гоняться за поездом мне расхотелось.





Около станции Кащёнки мы решили, что вдоль д.ж.накатались (проектный трек предусматривал несколько альтернативных вариантов проезда):


Здесь прям цивилизация, даже почтовое отделение есть! Причём оно было открыто:


Возможно, и магазин где-то был, но искать не стали.
Дальше в этот день не было ни одного магазина.

Едем по песчаной грунтовке:


Местами довольно глубоко, заносит, но в целом ехать можно почти везде.

Забавно видеть в GPS’е какие-то деревни. Едем по лесу, слева - только ёлки, а карта говорит, что мы в большом посёлке под названием Гараж. И таких несуществующих населённых пунктов было много.

В этот день мы делали два привала на час-полтора, с кипячением воды на горелке: для завтрака (в поезде питаться не стали, чтобы не будить соседей по купе) и для обеда.

В Плавенках, разувшись,  преодолеваем залитый водой мост через р.Плавенку, приток Межи:


Дорога Плавенки - Кривая Лука:


День был тёплым (+21 днем, +16 вечером), хотелось пить. В Кривой Луке как раз попался колодец.

В Селищах нам надо было перейти через частично залитый подвесной мост через Ельшу, приток Межи. У противоположного берега тусовалась большая группа «наших мокро*опых братьев» (c), т.е. водников. Мы и глазом не успели моргнуть, как они в своих высоких резиновых сапогах помогли нам перетащить барахло. Спасибо им!


А мы, наивные, зачем-то разулись, хотели сохранить ноги сухими. Мы ещё не знали, что нас ждёт через пару-тройку километров :-)

А ждала нас грязнющая грунтовка с огромными лужами мимо несуществующих деревень, с разливами болот:






По этой дороге мы попали из Тверской области в Смоленскую.
В каком-то месте мы дорогу вообще потеряли, ходили (пешком) по какому-то полю, потом форсировали ручей, продираясь сквозь ветки... Как же я это всё ненавижу! Была очень зла на Диму. Как раз выяснилось, что Веломот здесь не ехал, а Дима рассчитывал тут найти широкую дорогу приличного качества. «Ну как же, это ведь основной заезд в нацпарк с севера!» Блин, да не ездит никто в этот нацпарк с севера!

Дима сказал, что физически ощущал исходящие от меня волны ненависти :-) Ну ещё бы! Поэтому предпочитал держаться подальше впереди и пореже меня ждать (и правильно) :-)

Наконец мы добрались до въезда в нацпарк «Смоленское Поозёрье»:


Как в том анекдоте про мужика в лесу и медведя:
- Чё орёшь?
- Заблудился. Думал, может придёт кто...
- Ну, я пришёл. Что, легче стало?

Вот и мы: въехали в нацпарк, но легче от этого не стало.


В гробу я видала такие нацпарки!

Всё больше приходится идти пешком.


Местами можно было ехать, но мне надоело то садиться на велик, то слезать, и я решила, что просто пешком будет если не быстрее, то менее суетно.



Дима в этот день планировал проехать нацпарк насквозь и ночевать за его пределами. Ну-ну. Это было бы 170 км, а мы только 120 проползли.

Формально в нацпарке можно ставить палатки только в специально отведенных местах, но нам пришлось встать где попало - вблизи поселка Евсеевки у ручья, притока р. Ельши:



Поселок Евсеевка неожиданно оказался жилым, и от него начался отличный песчаный грейдер! Так что в будущее мы уже смотрели с оптимизмом :-)

Вечер был тёплым, поэтому удалось довольно комфортно раздеться и помыться в ручье, не врезав дуба. К тому же у нас с собой было :-) (коньяк в чай).

Сняла с себя двух клещей. А ещё одного вытащила на 4-й день утром - он, гад, уже успел присосаться. На месте укуса осталось большое выпуклое тёмное пятно, которое и сейчас, спустя неделю, ещё не до конца прошло.

День 2

На следующий день по хорошему грейдеру и разбитому асфальту докрутили до центра нацпарка, поселка Пржевальское. Да это просто очаг цивилизации после вчерашних дыр! Есть магазины (включая сетевой супермаркет), столовая, кафе, отель, биатлонная школа-интернат (!).

Зашли в инфоцентр:


Хотели задать вопросы про дороги. Нам надо было в Рибшево. На схеме значилось, что в Рибшево ведёт «экотропа». Я опасалась, что будет либо как вчера (лужа на луже), либо реально узкая тропа среди болот, проходимая только пешком. Но нас заверили, что дорога хорошая, «джипы проезжают».

Проезжесть для джипов, конечно, критерий сомнительный, но всё равно у нас не было выбора.

А дорога оказалась и правда отличной. Видно, что за ней следят - убирают упавшие стволы и т.п.

Потом мы закупили еду в магазине и сувениры на рынке и поехали в музей-усадьбу Пржевальского:


Довольно интересный музей, хотя и небольшой.

Посмотрев ещё дома сайт нацпарка, мы выяснили, что пребывание в нем платное, 100 руб. в день, билеты продают либо в Пржевальском, либо встреченные егеря. Но у нас никто денег не просил, так и прокатились на халяву :-)

Дорога («экотропа») Пржевальское - Рибшево:




По пути встретился источник Св. Николая Чудотворца:


Этот второй день был заметно холоднее первого, питьевая вода была не актуальна. Спустилась чисто посмотреть.

Потом мы выехали из нацпарка и без особых приключений к вечеру доехали... Куда доехали к семи вечера, там и встали. Всё равно мы ещё вчера безнадёжно отстали от плана.

Проехали 132 км. Ночевали перед Михайлово на ручье - притоке реки Лосьмена:


Только достали вещи из кульков - начал накрапывать дождь. Палатку поставили, даже помыться успели. Ужинали и завтракали в палатке. А дождь усилился и продолжался с этого вечера до 15:20 следующего дня. При температуре +4+5 и ветре это было, мягко говоря, очень неприятно...

День 3

На третий день ехали по Старой Смоленской дороге (асфальт).

Мимо Соловьёвой переправы через Днепр:


И мимо географического центра Смоленской области:


Я не поленилась слезть с велика и пешком дотопать до середины поля со столбом:


На самом деле, под этим мерзким дождём мне было совершенно не до достопримечательностей. Просто надо было согреть ноги, пройдясь пешком. У меня весь этот день ужасно мёрзли конечности, несмотря на велоботинки из гортекса, мембранные носки и лыжные перчатки. Всё это барахло промокло насквозь, и каждые 10-15 км мне приходилось слезать с велика и ходить пешком, чтобы хоть чуть-чуть вернуть чувствительность рукам и ногам. Во время езды они не отогреваются, даже когда мне самой жарко (а надела я на себя почти всё - 2 термобелья, полар и куртку). Немного помог обед в кафе в Ельне, где из-за наплыва народа из экскурсионного автобуса мы провели около часа в ожидании еды, но потом борьба с холодом продолжилась. Ноги у меня окончательно отогрелись только после ужина в палатке, в сухих носках и в спальнике.

Проехали указатель на Новоспасское. В двух километрах от нас был музей - родовое имение Глинки. Но нам было совершенно не до музея (там ещё и такой мерзкий грейдер со стиральной доской и лужами, что хотелось побыстрее унести ноги). Да и времени особо не было.

Во второй половине дня дождь кончился, и это было просто счастье! Но мою радость омрачал почти севший аккумулятор фотика (наверное, ему скоро хана - я не так много снимала). А ехали мы мимо Десногорского водохранилища, и над водой, гонимые ветром, стремительно пролетали клубы пара, как обрывки облаков в горах... Я долго отогревала аккумулятор в руке и смогла сделать несколько снимков (хотя они не передают, насколько это было здоровское зрелище):


Здесь должен быть указатель на Десногорск:


В Десногорске находится Смоленская АЭС. Грандиозное сооружение, очень впечатляет. Но фотографировать нельзя - везде висят запрещающие таблички. Может, как раз из-за неё вода в реке нагревается, и образуется пар.

Дальше нам надо было попасть из Смоленской области в Брянскую. Нарисовалось 2 варианта: один покороче, через Ивановское и Осовик, другой подлиннее, через Даниловичи в Калужскую обл., а уже потом в Брянскую. Второй вариант - гарантированный, именно так ехал Веломот. Но у нас было мало времени, и чёрт нас дёрнул поехать через Ивановское...

Сначала всё было хорошо - грейдер и даже кусок асфальта. А потом, уже под вечер, мы сунулись на грунтовку на Осовик... Местный мужик на ПАЗике сказал, что «там слегка подраскисло, но проехать можно»... Грязь стала наматываться на колёса, и мы, не дожидаясь их полной блокировки, приняли правильное решение - поворачивать назад, возвращаться к трассе и ехать (уже на след.день) по следам Веломота. Получается, мы наездили лишних 15 км, потеряв около часа времени... И грязь эта зацементировалась на великах так, что отодрать в сухом виде не получалось, уже дома отмачивали в ванной.

За день проехали 169 км.

На ночь встали у какого-то дохлого ручейка вблизи Ивановского. Я так намёрзлась за день, что даже помыться не осилила, ограничившись влажными салфетками. Ужинала, сидя в палатке в спальнике. А Дима сидел снаружи, в мокрых велоботнках на голые ноги. В +4! Мне даже смотреть на него было холодно. Хотя ужинать на улице, конечно, приятнее, чем в палатке. Но не в такой дубак.


День 4

Утром Дима развёл костер - пытался подсушить мокрые велотряпки, но где там...

Вернулись к трассе А-130 и с неё свернули на вариант Веломота. Да, здесь дорога гораздо лучше! Грунтовка, небольшие лужи, грязи мало. Местами даже грейдер! Правда, в низине в лесу при нас увяз внедорожник, но мы как-то сбоку проехали.

Попали в Калужскую область. Тут вообще лафа - отличные широкие грейдера, асфальт.

Проезжаем Безымянную высоту. По случаю 9 мая здесь народные гуляния, подготовка к параду в честь Дня победы. Но нам некогда, пилим дальше. Фотик не снимает - аккумулятор сдох окончательно.

Накануне вечером Дима, раскинув карты повтыкав в атлас-двушку, подсчитал, что в последние день нам осталось докрутить 115 км до Жуковки, откуда в 16:10 идет электричка в Брянск. Если выехать в 8, то у нас будет 8 часов, как раз успеем.
И мы, возможно, даже успели бы, если бы Дима не ошибся в расчетах минимум на 20 км... И поняли мы это после 4 часов езды, преодолев чуть меньше 60 км.

А вообще, конечно, ураганное было планирование... Днём вижу в GPS Димину точку «ночёвка 3», при этом на спидометре уже 78 км - чуть-чуть вчера не доехали, ага :-)
А места красивые. Эх, жаль, что мы ночевали не тут... Надо будет ещё сюда приехать, начав маршрут в Брянске.

Итак, мы поняли, что по треку Веломота на электричку из Жуковки не успеваем. В объезд по трассе - тоже не успеваем (это ведь ещё длиннее).

Нам больше ничего не оставалось, как докрутить до Брянска своим ходом по трассе. Прикинули - прибудем впритык к своему 7-часовому поезду.

Может, можно было бы найти машину, но побоялись потратить на это много времени и всё равно не успеть. Своим ходом надёжнее.

В общем, с этого момента поход превратился в гонку на поезд.

Трасса А-141 в Брянск. Поначалу, когда выехали на неё в Алёшне, она нам даже понравилась: отличный асфальт и широкая обочина, длинные пологие спуски-подъёмы, машин мало, ветер попутно-боковой. Но ближе к Брянску обочина сужается, а потом совсем пропадает, асфальт становится всё более разбитым, а трафик более интенсивным, особенно напрягают многочисленные фуры...

Перекусной еды у нас почти не осталось (только конфеты), и очень хотелось есть. С дороги увидели кафе (они периодически встречаются вдоль трасс). Хозяин сказал, что всё готово, ждать недолго. Заходим.

Итак, наш поезд в 19:00, до Брянска 57 км по карте (до вокзала по факту вышло 62). Время 16:00 - мы сидим в кафе, ждем заказ. Да, нервы у нас крепкие, когда не надо :-)

По телеку показывают, что в Москве около нуля и идёт снег... Фигассе. А у нас +8 и солнце!

Спешно набив желудки, выезжаем и пилим до Брянска.

Въезжаем в город минут за 40 до поезда.
Но город большой, ещё ехать километров 10 и искать вокзал...

15 минут до поезда - мы мечемся по Брянску, спрашивая ГИБДДшников и местных жителей про вокзал.

Вообще-то у Димы был нарисован трек до вокзала, но мы ведь планировали въезжать в город с севера, а получилось - с юго-запада. И от этого трека нас отделяла река.

Времени уже совсем нет, скатываемся какими-то задами к дороге, параллельной реке (крутой спуск по улице с односторонним движением, едем «против шерсти»). В какую сторону ехать? Наши мнения разделились. Вижу в GPS мост и дорогу, ведущую к железнодорожному вокзалу «Брянск-Льговский». Кричу Диме:
- Нам направо, к мосту! Но мы всё равно не успеем - там ещё после моста дофига ехать.
- Нет! Нам налево, на мост, вокзал сразу за ним!
Как хорошо, что Дима меня не послушал :-) Наш вокзал, «Брянск-Орловский», был-таки за Диминым мостом!
В Брянске слишком много ж.д. вокзалов :-)

За 10 минут до отправления поезда, взлетая на «правильный» автомобильный мост через Десну (кажется, в этот день я так быстро ещё не ездила), мы увидели долгожданное здание вокзала. Наконец-то!

Мечемся по привокзальной площади:
- Где проход к поездам?
- Через тоннель.
- Где тоннель???
Наконец, находим (с первой попытки проскочили мимо). GPS показывает ровно 200 км.

Стеклянные двери, ступеньки вниз. Бежим с великами, немногочисленные пассажиры шарахаются в разные стороны с пониманием расступаются.
Охрана, рамка металлоискателя...
- Где московский поезд?
- По тоннелю до конца!

Вываливаемся на платформу за 5 минут до отправления.
Никогда ещё я не приезжала настолько впритык.

Находим багажный вагон. Платформа низкая, велики запихиваем в тамбур не разбирая (уже после отправления Дима снимал колёса и надевал чехлы).

Поезд с сидячими местами, но фирменный. Ехать всего 4+ часа, но дают тапочки, затемнители глаз для сна, сухой паёк, бутылочку воды и даже тёплые сырники! Пьём чай, постепенно приходим в себя после стресса. Делимся впечатлениями:
- Это, конечно, был ужас, но я не жалею! Это запомнится!
- Да! Я тоже не жалею! Классно прокатились!

Дима почти всю дорогу спит - везёт же. Я так не умею. Читаю книгу с телефона, хотя глаза слипаются.

От Киевского вокзала до нашего дома 20 км - далековато, поэтому по Москве едем по МЦК, от Кутузовской до Бот.сада, оттуда до дома 3,5 км. Не факт, что получилось быстрее, но гораздо спокойнее.

Очень хочется есть - в Свиблово заезжаем в круглосуточный МакДональдс, берём еду с собой.

И финальный аккорд - уже почти около дома я в темноте въезжаю в яму и пробиваю заднее колесо. Оно сдулось за секунды, и последние 400 метров я гордо шла пешком. Но этого никто не видел - время полвторого ночи.



Дима так отдохнул, что забыл код для входа в свой подъезд. Поход определённо удался.

Фотоальбом (60 фото с комментариями).
Таня, я читала, затаив дыхание, успеете - не успете. Сразу хотела написать ну и километраж, по ходу повествования поняла почему. В общем, хороший походик. Грязедыры ждут нас! Да, хотела спросить, можете написать впечатления от вашей палатки.

Edited at 2017-05-17 06:06 pm (UTC)
Палатка не очень нравится. После предыдущей ("Снаряжение") так и не привыкли к маленьким тамбурам, неудобному расположению молний на входе и тому, как откидывается полог тента. Хотя пользуемся уже 3-й сезон. Дуги неудобные - соединены в единую конструкцию. Колышки отстойные - выглядят красиво, но в грани забивается грязь, фиг отчистишь (меня это бесило, и я их, наконец, заменила на круглые в сечении). Но, возможно, я привередничаю. Потом, тент всегда покрывается изнутри конденсатом, он капает на палатку и сквозь ее ткань проникает вовнутрь. В дождь даже возникают опасения, не протекает ли тент.

Но она очень легкая и компактная, так что будем продолжать пользоваться.
Спасибо! Замечательный отчет. Беспокоюсь насчет клеща, хотя дело житейское, местные наверное их постоянно ловят
Спасибо! Вроде, район не очень опасный с точки зрения заразных клещей, так что я решила забить.
вот это да! прочитал на одном дыхании, очень интересно, захватывающе написано. вообще испытаний много, и через руль и дождь и клещи, и дорога сложная, однако все преодолено. и даже на поезд успели!
Во всех испытаниях сами виноваты :-) Планировать надо тщательнее и лучше использовать наработки предшественников, а не мнить себя самыми умными :-)
Пятно может быть признаком болезни Лайма. Я бы сходила к врачу.

круть, тут и от асфальтовых 200 на шоссейнике все замирает
ПС что-то заскакивать с велом в поезд на ходу становится модно ))
Если на шоссере вваливать, то да, 200 - это тяжко (неоднократно ездила и знаю, как оно бывает). А мы большую часть дистанции проехали в режиме покатушки.
Нафиг-нафиг такую моду :-)
Жуть )) От видов болот и километражей аж страшно )) Но такое точно запоминается!
:-)
Каждая из составляющих не так уж и страшна сама по себе, но вот их сочетание... :-)
Чем хуже планирование, тем интереснее приключения! Так и надо. А то все научились с трчностью до минут планировать маршрут. И в итоге все предсказуемо и скучно :) а у вас во оно как!!!
Экотропа вообще отпад :)
И какое вас ждало бы приключение, если опаздали...
Это точно. Но так не надо! :-)
Если бы опоздали, поехали бы на ночном поезде и дома были только утром. Не смертельно, конечно, но это испортило бы впечатление о походе :-)
Как всегда, шикарно описанная и нервно читающаяся история! Прямо фильм ужасов :) Прямо хочется в ФБ поделиться, я там чаще бываю))
По поводу болезни Лайма - ну, для спокойствия можно сдать анализ на боррелиоз... Лечится-то посильно, доксициклином. Если не да бог будут какие-то непонятные состояния - лучше сдать до кучи.
Вообще с клещами из года в год все хуже, собак уже умучились от них обрабатывать... постепенно клещи пробивают любую химию (((( Правда, у самой со спреями проколов не было.
Спасибо! В этот раз обошлось, фильм ужасов не случился :-)
Доксициклин только развитие болезни предотвращает, но не лечит :-(
Диковинный поезд в первый день- это вагон- дефектоскоп, он проверяет состояние пути.
А можно в двух словах о практике перевозки велов в багажном вагоне- у вас уже было оплачено? на сайте РЖД или дома в кассе? багажный- это обычного пассажирского вида "передвижная камера хранения", в него можно пройти во время движения? а где написано, есть ли он в поезде? чехол на вел надо?
А, то-то он не останавливался на остановках!

Багажные квитанции были заранее куплены. На сайте РЖД их, к сожалению, не продают (хотя, казалось бы, что стоит прикрутить галочку "оплатить велосипед", рядом с "оплатить белье"?). Надо идти в ж.д.кассу с распечаткой билета. Это можно сделать заранее (не в день отправления), на любом вокзале (не обязательно на том, с которого едешь). На обратный путь мы тоже заранее купили.

Провоз велика стоит 137 руб. (дешевле, чем стоил бы велобилет на электричку на такое же расстояние). Чехол нужен.

В любом поезде есть багажный вагон. От обычного отличается только наличием одного багажного купе. В него можно пройти во время движения, но при посадке в поезд багаж обычно требуют сдать до отправления. Т.е. сначала тащищь багаж в багажный вагон, потом идешь с вещами в свой вагон.

Если стоянка на станции прибытия короткая, то есть смысл заранее пройти по поезду в багажный вагон и выгружаться уже оттуда. А то добежать по улице можно и не успеть.

Если поезд с сидячими вагонами (как у нас на обратном пути), то велики в чехлах едут в тамбуре, который укажет проводник (у нас это был соседний вагон). Причем проводник предложил поставить велики вертикально (на одно колесо каждый), прислонив к стене и друг к другу - типа, тогда можно не снимать колесо и не надевать чехол. Но мы отказались, конечно.
Отличный триллер :) с приключениями, которые, как известно, отличаются от неприятностей только восприятием
Хм, спорное утверждение... Но в любом случае, я рада, что в этот раз обошлось без (субъективных) неприятностей!
Читается на одном дыхании.. мы там были 10 лет назад, многие дороги узнала в лицо.
Даже не удивляет почему-то, что за это время дороги не изменились :-)
Супер! подумала, ща быстро гляну их похождения и... забила на работу... просто, не могла оторваться... молодцы)
Ничего себе у вас какой поход!!! И расстояния нехилые при такм покрытии)
прочитала на одном дыхании, кстати, здорово написано.
P.S. Посмотрела твой профиль, мы с тобой одногодки, оказывается